Тексты

ГЛАВНАЯ




История музыки. Греция и Рим
Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Кифара, сделанная из чистого золота или золочёного дерева, украшенная дорогими каменьями и куском нарядной, расшитой узорами ткани, заметно отличалась от незамысловатой, такой простой по строению и материалу лиры. Как и когда произошла эта замена – неизвестно. Предположительно, что своим происхождением кифара обязана древневосточному киннору, изготовлявшемуся из ствола кипариса, и стоила немало. Поэтому владельцами её были по преимуществу боги, легендарные музыканты (Орфей) и профессиональные певцы-аэды, исполнявшие во время празднеств торжественные гимны-пэаны. Кифара была не только дорогим, но и тяжёлым, если не громоздким инструментом. Однако она обладала сильным и звонким звуком, не свойственным лире. К сожалению, так часто встречающаяся на рисунках аттических ваз кифара до нашего времени почти не сохранилась. Эрмитаж владеет лирой, останки которой были найдены совершенно случайно в марте 1909 года в земляной гробнице на вершине горы Митридат (возле Керчи). От лиры сохранилось немногое – несколько костяных колков и бронзовый щит-корпус, воспроизводящий черты панциря черепахи и инкрустированный тонкими серебряными пластинами. На внутренней стороне его изображены с одной стороны, бог войны Марс, с другой стороны – богиня победы Ника, а над ними 2 театральные маски. Лира фракийского происхождения. Её изобретение приписывалось Гермесу. Лира представляла собой резонансный корпус-ящик, круглый или овальный. По его бокам были укреплены 2 рогообразно расходящихся бруса. Эти "плечи" иногда действительно были рогами козла или оленя. Первоначально изготовлялись лиры из черепаховых панцирей, позже из дерева и бронзы. Их верхние концы соединялись перекладиной, к ней шли струны (3 или 4), укреплённые у резонансного ящика. Для струн – животные кишки, сухожилия. Ударяли по струнам деревянной, костяной, металлической палочкой, то есть плектром, позже – пальцами. С самого начала и до сих пор изображение лиры является символом искусства. Обычно лира выглядела очень скромно. Но были и исключения. Лукиан повествует о Евангеле из Тарента – на Пифийских играх он блистал лирой из червонного золота, украшенной драгоценностями, но не блистал своей игрой. Возможно, что в создании лиры участвовал Пифагор. Он открыл зависимость высоты звука от длины струны. На монохорде струна, зажатая точно посередине (укороченная вдвое), даёт звук, который сливается со звуком целой струны, (как при пении взрослого и ребенка в октавный унисон). Дальше Пифагор начал делить струну на 3, 4. Найденные звуки были перенесены в рамки одной октавы. По ним настраивались 4 струны лиры Орфея (наиболее древней лиры) – до, фа, соль, до. Кифара была четырёхугольной, "плечи" были короче, чем у лиры. Она имела 7 струн, но есть сведения и о 9-тиструнной кифаре. Особую форму имела дионисийская лира – барбит. Форминга была 4-струнной. Разновидности арфы – треугольный тригон (из Фригии или Сирии), тоже треугольная самбука (из Востока). На магадисе играли без плектра, щипки делались обеими руками. Из Египта вошёл в музыкальный быт Греции 40-струнный эпигонион (назван по имени его изобретателя Эпигона). Поэтесса Сафо пользовалась лидийским инструментом пектисом, кифаро- или лироподобным. Все арфы высоко интонировали, поэтому ими чаще пользовались женщины для аккомпанемента своему пению. Были попытки увеличить число струн на арфе от 7 до 18, как бы усваивая треть тоновый строй. Монохорд – один из пращуров фортепиано: маленький ящик с одной струной, под струной подставка, которую можно передвигать и ею делить струну.





Главная
Copyright © 2002-2013 www.GAIR.ru. All rights reserved.